Якість вищої освіти: порівняльний аналіз поглядів зарубіжних і вітчизняних науковців

Authors

  • Руслан Кубанов Луганський національний університет імені Тараса Шевченка, Україна,

DOI:

https://doi.org/10.31499/2306-5532.2-3.2014.50353

Keywords:

студенти, дослідники, освіта, вища освіта, якість вищої освіти, якість професійної підготовки.

Abstract

У статті розглянуто підходи зарубіжної педагогіки до визначення поняття «якість вищої освіти» на підставі об’єктивістського, реляти­вістського підходів і концепції розвитку. Висвітлено також позицію вітчизняних науковців щодо сутності якості вищої освіти. Встановлено взаємозв’язок між поняттями «якість вищої освіти» та «якість професійної підготовки». Зокрема, автором визначено, що науковці різних країн розрізняють поняття «якості вищої освіти» у широкому та вузькому значеннях. Як результат звуження поняття «якість вищої освіти» виникає поняття «якість професійної підготовки», яке можна розглядати на різних рівнях: перший рівень – планування навчання, коли певні уявлення про заплановану якість підготовки закладаються в освітні програми з кожного предмета; другий – етап реалізації освітніх програм у навчальному процесі; третій – оцінка якості результатів здійсненого навчального процесу. Таким чином, якість професійної підготовки студентів розглядається в дослідженні як глибоке засвоєння спеціально відібраного, структурованого теоретичного матеріалу з основ спеціальності для набуття студентами професійних умінь і навичок та формування необхідних особистісних професійних якостей у ході спеціально організованого, професійно спрямованого навчального процесу. У висновках зазначено, що дослідження підходів зарубіжних і вітчизняних науковців щодо сутності якості вищої освіти дають змогу констатувати пріоритетність цього питання у модернізації системи професійної підготовки відповідно до вимог сучасності.

В статье рассматриваются подходы в зарубежной педагогике к определению понятия «качество высшего образования» на основе объективистского, релятивистского подходов и концепции развития. Освещается также позиция отечественных исследователей относительно сущности качества высшего образования. Установлена взаимосвязь между понятиями «качество высшего образования» и «качество профессиональной подготовки». В частности, автором определено, что исследователи разных стран различают понятие «качества высшего образования» в широком и узком смыслах. Как результат сужения понятия «качество высшего образования» возникает понятие «качество профессиональной подготовки», которое можно рассматривать на разных уровнях: первый уровень – планирование обучения, когда определенные представления о запланированном качестве подготовки закладываются в образовательные программы по каждому предмету; второй – этап реализации образовательных программ в учебном процессе; третий – оценка качества результатов учебного процесса. Таким образом, качество профессиональной подготовки студентов рассматривается в исследовании как глубокое усвоение специально отобранного, структурированного теоретического материала с основ специальности для обретения студентами профессиональных умений и навыков, формирования необходимых личностных профессиональных качеств в ходе специально организованного, профессионально направ­ленного учебного процесса. В выводах указывается, что исследование подходов зарубежных и отечественных научных исследователей относительно сущности качества высшего образования позволяют констатировать приоритетность этого вопроса в модернизации системы профессиональной подготовки согласно требованиям современности.

The article discusses approaches to the definition of «quality of higher education» in foreign pedagogy on the basis of the objectivist, the relativistic approach and development concept. Also highlights the position of local researchers about the nature of the quality of higher education. The relationship between the concepts of «quality of higher education» and «quality of training». In particular, the author determined that the researchers from different countries distinguish the concept of «the quality of higher education» in a broad and narrow sense. As a result of narrowing of the concept of «quality of higher education», there is the concept of «quality of training», which can be considered at different levels: the first level – the planning of training, when certain ideas about the planned training as laid in the educational program for each subject , and the second – stage in the implementation of educational programs in the educational process, and the third – the results of evaluation of the quality of the educational process. Thus, the quality of training students in the study considered as profound assimilation of specially selected, structured theoretical foundations of specialty material for students gaining professional skills, develop the necessary personal competencies during specially organized, professionally directed learning process. The findings indicated that the study approaches of foreign and domestic researchers about the nature of higher education quality allow us to state the priority of this issue in the modernization of the system of vocational training according to the requirements of modern times.

Author Biography

Руслан Кубанов, Луганський національний університет імені Тараса Шевченка, Україна

докторант, Луганський національний університет імені Тараса Шевченка, Україна

References

Адольф В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессио¬нальной деятельности : монография / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова ; РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005 – 218 с.

Горшенина М. В. Теоретико-методологические основы управления качеством подготовки специалистов в техническом вузе : монография / М. В. Горшенина. – Самара : Самар. гос. техн. ун-т, 2009. – 112 с.

Данилова И. Ю. Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе : дис. … кандидата пед. наук : 13.00.08 / Ирина Юрьевна Данилова. – Рязань, 2010. – 174 с.

Лук’янченко Н. Д. Проблема якості професійної підготовки фахівців / Н. Д. Лук’янченко, Г. В. Ларичева // Вісник Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля : наук. журн. – 2011. – № 16. – С. 50–53.

Обеспечение качества высего образования в республике Таджикистан ; под ред. Х. Н. Факерова. – Душанбе : Ирфон, 2012. – 184 с.

Профессиональное образование в регионе: основные направления и качество подготовки специалистов ; под ред. Л. Р. Гусляковой, Л. К. Синцовой, М. М. Попковой. – Барнаул – Шумановка, 2000. – 168 с.

Селезнева Н. А. Качество высшего образования: опыт системного исследования / Н. А. Селезнева // Оценка качества профессионального образования : доклад 5 мая 2001 / под общей редакцией В. И. Байденко, Дж. Ван Занворта. – М. : Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2001. – С. 76–114.

Снигирева Т. А. Основы квалитативной технологии формирования и диагностики структуры знаний обучаемых : автореф. дис. на стиск. ученой степени докт. пед. наук : спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Т. А. Снигирева. – Ижевск, 2006. – 36 с.

Фролов Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалиста / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 34–41.

Хоруженко Т. А. Моніторінг якості фахової підготовки майбутніх учителів трудового навчання як дидактична проблема / Т. А. Хоруженко // Вісник Черкаського університету : зб. наук. ст. Сер. : Педагогічні науки / М-во освіти і науки України, Черкаський нац. ун-т ім. Б. Хмельницького ; редкол. : А. І. Кузьмінський (голов. ред.), Н. А. Тарасенкова (відп. ред. сер.), О. А. Біда [та ін.]. – Черкаси : ЧНУ ім. Б. Хмельницького, 2008. – Вип. 125. – С. 93–96.

Barnet R. Improving higher education: total quality care / R. Barnet. – Buckingham : Society for Research in Higher Education and Open University Press, 1992. – 18 р.

Gordon G. Approaches to effective internal processes to quality management: an initial analysis / G. Gordon // Tertiary Education and Management. – Vol. 4. – No. 4. – 1998. – P. 295–301.

Harvey L. External quality monitoring in the market place / L. Harvey // Tertiary Education and Management. – Vol. 3. – No. 1. – 1997. – P. 25–35.

Jacobsson P. Plea for more consistent definition of quality in education and research / P. Jacobsson // Quality and communication for improvement: proceedings 12th opean AIR Forum, Universitй Claude Bernard Ecole Normale Supйrieure Lyon, France, September 9–12, 1990, Enschede: EAIR, a European Higher Education Society; Utrecht: Lemma. – P. 59–84.

Westerheijden D. F. Peers, performance and power: quality assessment in the Netherlands / D. F. Westerheijden // Peer review and performance indicators: quality assessment in British and Dutch higher education / eds.: Leo C. J. Geodegebuure, Peter A. M. Maassen, Don F. Westerheijden. – Utrecht : Lemma. – P. 183–207.

Published

2014-07-01

How to Cite

Кубанов, Р. (2014). Якість вищої освіти: порівняльний аналіз поглядів зарубіжних і вітчизняних науковців. Studies in Comparative Education, (2-3). https://doi.org/10.31499/2306-5532.2-3.2014.50353

Issue

Section

PEDAGOGICHNA TEORIYA I PRAKTYKA